Чалнинская средняя школа
   
   
 
Научно-практические конференции школьников "Шаг в будущее" 1999 г.

 
Эмблема конференции
 

Мультимедийная энциклопедия по астрономии

Аннотация

Целью данного совместного проекта по астрономии и информатике было создание наглядного и удобного способа представления информации по одному из школьных предметов - астрономии. 
Данная компьютерная мультимедийная энциклопедия составлена на основе гипертекста на языке программирования HTML. применение языка HTML и программ - браузеров INTERNET EXPLORER и NESCAPE NAVIGATOR позволяет представить информацию в виде, удобном для просмотра и перемещения от одной страницы с информацией к другой, о одной темы к другой. благодаря системе ссылок и меток, к которым адресуют ссылки. 
Принцип мультимедийности позволяет использовать в энциклопедии кроме обычного текста и графики аудио и видеоинформацию, что повышает значимость наглядности информации. еще одной возможностью применения данной энциклопедии является использование программы - браузера и тем самым познакомиться заочно с принципами работы WWW в сети Интернет, особенно если в школе нет возможности выхода в Интернет.

 o2a@onego.ru
 
   
   
 
 
Мультимедийная энциклопедия по астрономии
Кюльмясу  Анатолий Викторович
Посёлок Чална
11-а класс

Мультимедийной энциклопедией называют большие учебные программы, в которых есть анимация, много картинок, музыка, речь и, конечно, тексты. Мультимедийные энциклопедии посвящают обычно какой-то одной теме, например, астрономии истории, географии, музеям, животным и т.п.
 Если это энциклопедия по астрономии, то можно прочитать,  посмотреть видеофильмы о том, что такое солнечное затмение. Если вас что-то заинтересовало, то можно щелкнуть кнопкой мыши, и голос из компьютера расскажет вам об этом поподробнее.
 В мультимедийные энциклопедии можно встраивать тесты, головоломки, викторины, игры. Например, вам могут предложить ответить на нужный вариант вопроса или угадать животное по тому, как оно рычит, или по его изображению. Часто встречаются игры "Сложи картинку".
В младших классах дети с удовольствием смотрят и слушают такие энциклопедии, а в старших используют их в учебе при выполнении домашних заданий. Все картинки, тексты и даже звуки из такой энциклопедии можно перенести в свою работу. Так дети сами делают доклады с картинками и звуками. Если есть принтер, то их можно напечатать на бумаге и принести в школу.
Мультимедийный продукт - интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д.
Мультимедийные продукты можно подразделить на:
* энциклопедии;
* обучающие программы;
* развивающие программы;
* программы для детей;
* игры.
Я выбрал тему - астрономия. Астрономия-наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и
2
их систем. Накопленные ею знания применяются для практических нужд человечества.
Астрономия-наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Накопленные ею знания применяются для практических нужд человечества.
Курс астрономии завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, получаемое в школе. Современная астрономия тесно связана с математикой и физикой, с биологией и химией, с географией, геологией и космонавтикой. Используя достижения других наук, она в свою очередь обогащает их, стимулирует их развитие, выдвигая перед ними все новые задачи.
Важныe моменты при создании проекта:
? это его практическая цель, которая может состоять: в демонстрации какой-то информации; в обучении каким-то навыкам; в передаче знаний о какой-либо области (например, создание мультимедийных уроков или справочников по предметам, в частности, по астрономии).
? хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы. От удобства работы с представляемой вами информацией зависит спрос на ваш проект.
? качество графического и видеоматериала. Наличие видеоматериалов улучшает восприятие любой информации, а высокое качество графики дает возможность наслаждаться картинками и слайдами. Не менее важна оперативность, полнота и достоверность информации. Сейчас оперативную информацию по любому предмету можно получить из сети Интернет. Кстати, некоторые материалы получены из неё.
Разрабатывая различные мультимедийные программы, необходимо обращать внимание на следующие показатели:

3
Приступая к работе над проектом, учитывались  следующие требованиям:

* наглядность представления информации;
* простота ввода информации;
* удобство поиска, просмотра и отбора информации;
* возможность использования информации из других программных продуктов;
* возможность перенастройки проекта (добавление новой информации или удаление ее);
* дружественный интерфейс, обеспечивающий интерактивный режим.
Наилучший способ представить информацию - это разделить ее на темы. При планировании количества помещаемых сылок, необходимо проверить, верно ли они работают. Сколько графических изображений, звуковых и анимационных? Вы будет использовать? Вам потребуется много времени на создание красивой и сложной страницы. Элементы мультимедия разнообразят страницу, Несмотря на то, что дизайн страницы очень важен, но содержание определяет значение страницы для пользователей.
Чтобы предоставить удобный интерфейс для страниц и удобную печать или сохранение содержимого, нужно разделите страницу на части по 2-3 печатных страницы в каждом, включая графические изображения или цифры. Или сохраните ссылку в качестве отдельного файла, который содержит текст, занимающий одну страницу.
При разметке документа удобно использовать таблицы. Таблицы используются для представления информации в табличной форме, аналогично календарю или электронной таблице, которая может содержать, например, какие-либо финансовые данные.
Для создания интерактивного режима использовал гиперссылки, которые позволяют обращаться к более подробному комментарию.
Существенной чертой мультимедийной энциклопедии является ее гипертекстовая структура. Гипертекст - это средство, позволяющее просматривать содержание энциклопедии не только в естественном (последовательном) порядке. B текст включаются так называемые гипертекстовые ссылки, позволяющие быстро переходить к другим разделам энциклопедии, имеющим связь с текущим разделом. например, если в тексте упоминаются какие-то люди, то, щелкнув кнопкой мышки  по их имени, вы можете перейти в раздел с описанием биографии данного человека, а затем вернуться к тому месту, где чтение было приостановлено.Cуть этой системы заключается в обеспечении быстрого доступа к любой информации, которая понадобится

4
читателю, причем именно в тот момент, когда он захотел ее увидеть.
Если мультимедийная энциклопедия сделана правильно, читатель может немедленно получить доступ к самой нужной информации, пропуская (даже, можно сказать, обходя) то, что сейчас для него менее существенного.
Материал, включаемый в мультимедийный продукт, может быть представлен рисунками, аудио- и видеозаписями, текстами. это принципиально разные виды информации, для работы с которыми существуют свои программные среды с соответствующим инструментарием.
Для создания мультимедийного продукта привлекался:
1.Язык программирования BASIC, для работы с которыми   необязательно быть опытным программистом, а достаточно школьного курса информатики.
2.Инструментальные средства, т.е. специальные программные продукты. Список используемых программ указан в энциклопедии.
Разработка мультимедийного продукта в учебных целях велась на базе приложений Microsoft Office, а для подготовки материала использовал дополнительные программные продукты
При работе с графическими объектами следует выделить два вида деятельности: .сканирование и.создание (редактирование) рисунков.
Фонограф - стандартное приложение Windows 95, позволяющее записывать звук (с CD-дисков, микрофона, по линейному входу) и редактировать его (повышать/понижать звук, увеличивать/уменьшать скорость, создавать эффект эха).
Работа с текстом, вы можете какую-то его часть заносить в компьютер непосредственно с клавиатуры. При создании мультимедийного проекта необходимо обратить внимание на критерии, которые отличают хороший продукт от посредственного. Первое, что следует учесть, - это тема проекта. Она должна быть интересна для большого числа пользователей, тогда продукт будет популярен. При выборе темы одинаково важны степень ее актуальности, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширения кругозора.
Всем этим требованиям удовлетворяет использование языка HTML (язык гипертекстовой разметки документов) и программы  просмотра (браузеры Internet Explorer и Nescape Navigator.
Структура HTML-документа
<HTML> начало документа
<HEAD> заголовок
<TITLE> название документа

5
</TITEL> конец названия
</HEAD> конец заголовка
<BODY> начало выводимой на экран страницы
</BODY> конец выводимой на экран страницы
</HTML> конец документа
Основные операции при создании энциклопедии
1. Cбор информации (тексты, графика, видео, звуки и. т. д.);
2. Разметка документа (оформление);
3. Ввод текста, его редактирование;
4. Форматирование текста;
5. Вставка гиперссылок, картинок, фона, видео и аудио;
6. Проверка работоспособности программы;
Для набора текста используется текстовый редактор Notepad. Для редактирования используются стандартные режимы правки текста: Вырезать, Копировать и Вставить Можно вставить текст в документ, скопировав его в другом ресурсе. Например, можно выделить текст на странице, просматриваемой в окне Navigator, и копировать его с помощью команды Копировать из меню Правка. Затем с помощью команды. Вставить из меню Правка можно вставить этот текст в редактируемую страницу.
Форматированием в документах HTML являются текстовые тэги, которые представляют собой инструкции, взятые в угловые скобки <>. Для области форматирования обычно используется два тэга: в самом начале и в конце. Например, чтобы назначить определенную строку заголовком, необходимо поместить текст заголовка между тэгами, которые обозначают начало и конец текста.
Однако чтобы найти и устранить неисправности при создании Web-страницы, нужно знать принцип работы документов в формате HTML. Если Вы не получили желаемого результата, необходимо просмотреть текст файла HTML и тэги, чтобы найти причину ошибки.
При Форматировании текста использовались:  элементы форматирования параграфа; шрифты, размеры и стили шрифтов; цвет текста, и выравнивание текста.
Форматы абзацев: включает в себя и параметры выравнивания, и влияет на все абзацы выделенной части текста.
Форматы символов: включает типы шрифтов, стили, размеры и цвета.
Заголовки с 1 по 6 .Заголовки делят текст на разделы. Заголовки отличаются от обычного текста размером. Использовались заголовки в определенном порядке. Чтобы разнообразить текст использовались форматы столбцов Выделенный Блок и Ненумерованный Список
Гипертекстовая ссылка - это активная часть документа. Щелкнув по ссылке можно перейти к определенной части той же Web-страницы. к файлам Вашего компьютера или к
6
компьютерам, подключенным к сети Интернет. Гиперссылки позволяют получать доступ к информации, хранящейся как на Вашем компьютере так и на любом другом компьютере, подключенном к Интернет.
Протокол (http:) отображает способ доступа к файлу; т.е. тип протокола или программы, который будет использоваться браузером для получения файла. Если для получения файла браузер использует HTTP, часть протокола будет - http.
Каталог (/docs) - это местоположение файла или другая форма информации узла. Каталог может быть действительным именем каталога и файла или это может быть другой индикатор, который используется протоколом для ссылки на местоположение информации. Имя файла (index.html) - это файл .HTML для Web-страницы.
Вы можете конфигурировать изображения также как и текст, чтобы При щелчке по изображению в окне отображается страница, с которой связано изображение.
Если Вы хотите создать ссылку на определенное место внутри документа (которая в HTML также называется именованной меткой или якорем). Создать ссылку можно, вставив метку в документ, а затем создав ссылку в том же документе или в другом документе, который указывает на метку. При щелчке браузере по ссылке, открывается документ, содержащий метку
Графические изображения улучшают внешний вид страницы. При неудачном использовании графики пользователи могут и не понять смысла Вашего сообщения.
Графические изображения обычно представлены двумя способами. Самое простое - это встроенное изображение, в котором рисунок отображается как часть Web-страницы.
Другой способ - это изображения, отображающиеся на Web-странице, могут быть файлами изображений на локальном диске или на удаленном компьютере.
Для обеспечения наиболее удобного способа поиска материала использовались фреймы - т.е. разбитие окна браузера на несколько окон(фреймов или кадров), в каждом из которых расположена своя страница. Пример использования фреймов в разделе "Солнце и звёзды":
<FRAMESET rows="60,*" FRAMEBORDER="NO">
<FRAME SRC="sun_har0.htm" MARGINWIDTH=4  SCROLLING=NO>
<FRAMESET cols="250,*" FRAMEBORDER="NO">
<FRAME SRC="sun_har1.htm" NAME="FRAME_A" MARGINWIDTH=4 SCROLLING=auto>
<FRAME SRC="sun_har2.htm" NAME="FRAME_B" MARGINWIDTH=4 SCROLLING=AUTO>
</FRAMESET></FRAMESET><NOFRAMES>
<BODY><B>I'm sorry, you don't have frames.</B>
</NOFRAMES></BODY>

7 Аннотация

8 Список литературы:

1. Е.Л. Левитан "Астрономия 11"; М. "Просвещение" 1994
2. Н.В. Макарова "Информатика 10-11"; СПб. 1999
3. С.В. Симонович "Мой первый компьютер"; М. 1997
4. С.А. Кочнев   " 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной "; Ярославль "Академия развития" 1997
5. А.А Журин,  И.П. Журина "WORD 7.0"; М. "Аквариум" 1997
6. Г.А. Евсеев, С.Н. Пацюк, С.В. Симонович "Вы купили компьютер"; М. 1998
7. Б.А Воронцов-Вельяминов "Астрономия 11"; М. "Просвещение" 1991
8. Р. Р. Монльор "Школьный атлас АСТРОНОМИЯ"М. "Росмэн", 1998